Thursday, July 11, 2013

Дорогу осилит идущий... (размышления о роли современного учителя в школе)

  Я  - молодой учитель. Сколько противоречивых чувств и мыслей скрыто в этих двух словах: о методике, педагогике,  новых технологиях, учениках, школе, родителях и системе образования в целом. Я – молодой учитель, а значит,   я  с чистого листа  устанавливаю отношения с  коллегами, учениками, их родителями, открываю для себя учебные программы и учебные пособия,  пытаюсь научить своих учеников  английскому языку, и все это  я делаю   на фоне глобальной модернизации системы  образования.
           Накануне в декабре 2012 принят новый Закон об Образовании. Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа», подписанная президентом в 2010, находится в процессе  реализации, как и стратегия развития «Петербургской школы 2020». Уже  сейчас можно видеть первые шаги становления новой школы.
        Но все ли  замечают перемены? Скорее всего, нет. А  вот учителям, на глазах которых происходят эти изменения, и, которых они в первую очередь касаются, отводится самая значительная роль. Чтобы стать полноценной частью этого процесса, нужно четко расставить акценты. И как тут быть молодому учителю,  как найти правильное направление, успеть осознать, понять и принять? Ведь  только он в чем-то разберется,  этого уже и нет: все меняется и совершенствуется на глазах! 
    Как определить, что первостепенно? Что важно именно для меня, как педагога общеобразовательной школы? 
       Во-первых, конечно,  ученики, и их качество знаний. И это важно не только для меня. Одной из  реформ, утверждаемой государством, является развитие системы независимой проверки  качества обученности  школьников, в том числе при переходе их из 4 в 5, и из 9 в 10 классы.  Безусловно, необходима единая система проверки качества знаний по всей стране, однако оправдано ли  применение такого количества тестов, которые выполняют ребята, начиная с начальной школы?
Обучение должно быть прежде всего практико-ориентированным, а все сводится к    контролю усвоения материала.  Вместо того, чтобы быть проводниками в мир знаний, мы постоянно натаскиваем учеников на  успешное выполнение  тестов. А если учесть возрастные и психологические  особенности школьников, то   можно сказать, они постоянно находятся в стрессовой ситуации.   Об учителе и говорить нечего! Для него итоговая аттестация еще больший стресс!
Справедливо ли считать результаты ЕГЭ, которые продемонстрировали учащиеся,  показателем качества работы учителя? Думаю, нет. Ведь порой, результат, зависит от совершенно неожиданных факторов и не всегда отражает истинную картину.  Ведь не зря в обществе до сих пор не утихают споры о том, должен ли ЕГЭ быть единственной формой оценки качества обученности выпускников?
А вот талантливые ученики вполне оптимальный показатель!
        Существующая программа поддержки одаренных детей, это, бесспорно, лучшее, что может сделать государство, чтобы обеспечить себе светлое будущее. Однако меня как учителя  волнуют здесь два вопроса. Памятуя о гуманитаризации образования в конце 80-90 –х гг. 20 века, и новом провозглашенном курсе повышения естественно-научного, математического и технического образования, вряд ли можно надеяться на поддержку талантливых гуманитариев. Я заметила это еще в студенчестве, когда стипендия на гуманитарных  факультетах была самой минимальной  по университету. Как же быть учителям гуманитарных дисциплин и их ученикам?
      И еще один момент: почему мы поддерживаем и продвигаем только талантливых учеников? А как  же остальные, которых значительно больше? Разве главной задачей школы  не является раскрытие способностей каждого ученика?  Молодому учителю и в данной ситуации необходимо найти правильный баланс между работой и с теми,  и с другими.
         Кроме этого, необходимо определится с ролью учителя на уроке, которая значительно трансформируется согласно новым стандартам. Уже не придется нам равняться на своих учителей; новое время задает иные параметры и  определяет иные приоритеты. И теперь нам  самим думать, как стать для своих учеников  настоящими проводниками и грамотными консультантами в мир получения знаний.
   Изменению роли учителя способствуют и  новейшие информационные технологии. Школа идет в ногу со временем, интерактивная доска и проектор  облегчают и совершенствуют процесс обучения. Все – для ученика, все - для учителя.    И тому, и другому обеспечены все условия для плодотворного сотрудничества.
     И еще один момент: почему мы поддерживаем и продвигаем только талантливых учеников? А как  же остальные, которых значительно больше? Разве главной задачей школы  не является раскрытие способностей каждого ученика?  Молодому учителю и в данной ситуации необходимо найти правильный баланс между работой и с теми,  и с другими.
        Кроме этого, необходимо определится с ролью учителя на уроке, которая значительно трансформируется согласно новым стандартам. Уже не придется нам равняться на своих учителей; новое время задает иные параметры и  определяет иные приоритеты. И теперь нам  самим думать, как стать для своих учеников  настоящими проводниками и грамотными консультантами в мир получения знаний.
        Изменению роли учителя способствуют и  новейшие информационные технологии. Школа идет в ногу со временем, интерактивная доска и проектор  облегчают и совершенствуют процесс обучения. Все – для ученика, все - для учителя.    И тому, и другому обеспечены все условия для плодотворного сотрудничества.
          С одной стороны,    компьютерные технологии делают урок более привлекательным и  разнообразным. С другой стороны,  учитывая данные статистики о подрастаюшем нездоровом поколении, необходимо использовать их  дозированно. Ведь только задумайтесь, по статистике     1 группу здоровья имеют лишь 12% школьников, с функциональными отклонениями  - 66%, и 22% с хроническими заболеваниями (2).
          Очевидно, что  развитие направления «Здоровой школы»  должно быть приоритетным. И  это не просто 3 час физкультуры в школе, и не недели здоровья, и даже не спортивные мероприятия.  Я думаю, что учитель в силах сохранить и укрепить здоровье  школьников. Каждый из вас, я уверена, знает сотню простейших приемов и упражнений, позволяющих дать необходимый отдых нашим ученикам. Надо только не забывать об этом.  А как насчет здоровьесберегающих технологий для учителей?
         Ведь сейчас приходя из школы, учитель тут же садится за свое домашнее задание! Все ли к урокам подготовлено? Нет ли писем на педагогических форумах? Есть ли медиапродукты ко всем урокам?  А если нет, то снова за компьютер и работать, работать, работать…
         Мне кажется, что и о здоровье учителя следует подумать. Ведь так о многом у него болит голова, что за 5- 7 минут все и не выскажешь. А чтобы остановится на чем -то одном. Об этом и речи быть не может.
         Я понимаю, что сегодня  у учителей в связи с бурными и многочисленными изменениями, происходящими  в образовании, больше вопросов, чем ответов, меня эта ситуация не пугает. Ведь не зря говорится «Дорогу осилит идущий!» (1).  И я хочу участвовать в этом процессе и своими глазами увидеть положительные результаты этих  преобразований!  А Вы?

Список источников
  1.     Елизаренкова,  Т.Я. Ригведа. [В 3 т.]. (Серия «Литературные памятники»). -  М.: Наука,1999. – 560с.
     2. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020гг. «Петербургская школа 2020»: сборник/ науч. ред.:Н.А.Заиченко. – СПб.: ООО «Береста»,2010.- 80с.

No comments:

Post a Comment