Общеизвестно, что целью обучения английскому языку является формирование коммуникативной компетенции во всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников. Под социокультурным развитием
понимается - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.
Современные учебники английского языка построены таким образом, что страноведческого материала в них содержится очень мало или нет совсем. А тот, который есть, достаточно плохо усваивается школьниками. Таким образом, ребята лишены возможности погрузиться в атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны изучаемого языка. Однако общеизвестно, что нельзя изучать язык в отрыве от культуры носителя языка.
Учитывая слабую разработанность страноведческого аспекта в существующих УМК, перед учителем стоит сложная задача подбора материала и формы его подачи для полноценного социокультурного развития школьников на уроках английского языка. Однако современные технологии и Интернет помогают учителю успешно справляться с этой задачей.
На смену избитых текстов по страноведческой тематике и заданий на их пересказ приходит работа с видеофрагментами о странах изучаемого языка, которые легко могут быть найдены на популярных сайтах youtube.com, onestopenglish.com, bbc.co.uk, learnenglish.britishcouncil.org. Имея в классе компьютер с доступом в Интернет, даже необязательно скачивать видео.
Несколько слов следует сказать о подборе видео. Необходимо учитывать, сложность излагаемой информации, сложность языка и наличие субтитров. Нужно быть избирательным. Перед просмотром видео необходима актуализация знаний, повторение ранее изученной лексики, что можно сделать с помощью задания «matching». Приведу пример из разработанного мной урока по теме «Городская жизнь. Лондон». Новые слова можно отрабатывать на знакомым ребятам реалиям Санкт-Петербурга (museum, theatre, cinema,tower, etc) и постепенно переходить к новым для них достопримечательностям страны изучаемого языка, тем самым обеспечивая диалог культур.
К тому же, видео мотивирует школьников к изучению культуры и традиций Лондона, и они дома в Интернете сами найдут видео про Лондон, или прогуляются по его улочкам с помощью сервиса Google Earth.
В целом, такой урок может служить достижению личностных результатов учащихся: не только формированию коммуникативной компетенции, но и социокультурной, увеличению знаний о себе и о мире, формированию условий для каждого выбрать то, что ему больше по душе о Лондоне, о том и рассказать на последующих уроках.
Альтернативным решением, можно считать, и участие в международных телекоммуникационных образовательных проектах, которые, во-первых, предполагают погружение учеников в естественную языковою среду, во-вторых, создают потребность использования английского языка как средства коммуникации.
Такой род деятельности вписывается в принципы личностно-ориентированного подхода к обучению. У каждого есть друг по переписке, и как пойдет переписка зависит только от него, он лично в ответе за осуществление проекта. Кроме этого, обобщение результатов, обсуждение писем происходит в группе, приобретаются коммуникативные навыки и умения, что соответствует стандартам нового поколения.
В русле ФГОС международный образовательный проект решает следующие задачи:
учит приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
знакомит с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему
развивает умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Ученикам предоставляется дополнительный стимул в изучении иностранного языка, повышается их мотивация, они осознают, зачем учат английский язык, понимают, как это важно знать хорошо английский язык в современном мире, чтобы быть успешным.
В заключение, следует отметить, что роль учителя в формировании социокультурной компетенции состоит в том, чтобы заинтересовать, направить, мотивировать ученика на самостоятельную деятельность по изучению культуры и традиций страны изучаемого языка, а возможности свободного доступа в Интернет создают благоприятные условия для этого.
понимается - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.
Современные учебники английского языка построены таким образом, что страноведческого материала в них содержится очень мало или нет совсем. А тот, который есть, достаточно плохо усваивается школьниками. Таким образом, ребята лишены возможности погрузиться в атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны изучаемого языка. Однако общеизвестно, что нельзя изучать язык в отрыве от культуры носителя языка.
Учитывая слабую разработанность страноведческого аспекта в существующих УМК, перед учителем стоит сложная задача подбора материала и формы его подачи для полноценного социокультурного развития школьников на уроках английского языка. Однако современные технологии и Интернет помогают учителю успешно справляться с этой задачей.
На смену избитых текстов по страноведческой тематике и заданий на их пересказ приходит работа с видеофрагментами о странах изучаемого языка, которые легко могут быть найдены на популярных сайтах youtube.com, onestopenglish.com, bbc.co.uk, learnenglish.britishcouncil.org. Имея в классе компьютер с доступом в Интернет, даже необязательно скачивать видео.
Несколько слов следует сказать о подборе видео. Необходимо учитывать, сложность излагаемой информации, сложность языка и наличие субтитров. Нужно быть избирательным. Перед просмотром видео необходима актуализация знаний, повторение ранее изученной лексики, что можно сделать с помощью задания «matching». Приведу пример из разработанного мной урока по теме «Городская жизнь. Лондон». Новые слова можно отрабатывать на знакомым ребятам реалиям Санкт-Петербурга (museum, theatre, cinema,tower, etc) и постепенно переходить к новым для них достопримечательностям страны изучаемого языка, тем самым обеспечивая диалог культур.
К тому же, видео мотивирует школьников к изучению культуры и традиций Лондона, и они дома в Интернете сами найдут видео про Лондон, или прогуляются по его улочкам с помощью сервиса Google Earth.
В целом, такой урок может служить достижению личностных результатов учащихся: не только формированию коммуникативной компетенции, но и социокультурной, увеличению знаний о себе и о мире, формированию условий для каждого выбрать то, что ему больше по душе о Лондоне, о том и рассказать на последующих уроках.
Альтернативным решением, можно считать, и участие в международных телекоммуникационных образовательных проектах, которые, во-первых, предполагают погружение учеников в естественную языковою среду, во-вторых, создают потребность использования английского языка как средства коммуникации.
Такой род деятельности вписывается в принципы личностно-ориентированного подхода к обучению. У каждого есть друг по переписке, и как пойдет переписка зависит только от него, он лично в ответе за осуществление проекта. Кроме этого, обобщение результатов, обсуждение писем происходит в группе, приобретаются коммуникативные навыки и умения, что соответствует стандартам нового поколения.
В русле ФГОС международный образовательный проект решает следующие задачи:
учит приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
знакомит с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему
развивает умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Ученикам предоставляется дополнительный стимул в изучении иностранного языка, повышается их мотивация, они осознают, зачем учат английский язык, понимают, как это важно знать хорошо английский язык в современном мире, чтобы быть успешным.
В заключение, следует отметить, что роль учителя в формировании социокультурной компетенции состоит в том, чтобы заинтересовать, направить, мотивировать ученика на самостоятельную деятельность по изучению культуры и традиций страны изучаемого языка, а возможности свободного доступа в Интернет создают благоприятные условия для этого.
Расскажите пожалуйста про омофонию в английском! Ведь в русском языке эта тема более понятна, а в английском - нет...
ReplyDelete